среда, 27 февраля 2013 г.

Лелеева: Иван Ижакевич, замечательный украинский художник

Лелеева: Иван Ижакевич, замечательный украинский художник: Последний из могикан киевской иконописи

Иван Ижакевич, замечательный украинский художник, прожил долгую творческую жизнь, оставив значительный и своеобразный след в украинском изобразительном искусстве.
Выходец из бедной крестьянской семьи села Вышнополь (теперь Тальновский район Черкасской области) Ижакевич обучался живописному искусству вначале в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры и в Киевской рисовальной школе Н.Мурашко, а затем в Петербургской академии художеств. Постоянные материальные затруднения и необходимость поиска заработка для существования не позволяют юноше пройти полный курс обучения в главном художественно-учебном заведении России конца прошлого века, однако приобретенные здесь профессиональные навыки в сочетании с большим талантом и трудолюбием помогли молодому художнику превратиться со временем в замечательного мастера карандаша и кисти.
Уже в дореволюционный период Ижакевич приобретает славу блестящего иллюстратора таких популярных журналов, как «Нива», «Солнце России», «Живописное обозрение» и др., которые расходились по всем уголкам России. Средствами реалистического искусства в ярких убедительных образах художник передавал картины быта украинского народа, его праздничные обряды, страницы славного исторического прошлого. Продолжая увлеченно работать в книжной графике и в советское время, он достигает в этой области выдающихся успехов. Его иллюстрации к украинской классике - произведениям Т.Шевченко, М.Котляревского, И.Франко, Леси Украинки и других широко известных. Пользуются заслуженным признанием и многие живописные полотна мастера: «Совет рода», «Торг невольниками в Турции», «Шевченко-пастух» и др.
В 1951 году И.Ижакевичу было присвоено звание народного художника Украины. После смерти над могилой на Байковом кладбище был установлен бюст художника (гальванопластика, скульптор И.Шаповал), а в 1964 г., к 100-летию со дня рождения художника, на стене небольшого дома на Куреневке (ул.Садовского, 3а), где проживал в последний период жизни этот необычайно скромный, душевный в обращении с людьми человек, установлена мемориальная доска (архитектор Р.Быкова). В недавнее же время имя мастера было присвоено одной из новых улиц Киева.
Можно привести внушительный (пусть и неполный за отсутствием исчерпывающих данных) перечень церквей, часовен, соборов, в которых Ижакевичем производились настенные монументально-декоративные росписи и для которых он писал иконы. Большинство этих храмов киевские: Кирилловская церковь, Успенский собор, Всехсвятская и Трапезная церкви Киево-Печерской лавры, Покровская и Борисоглебская церкви на Подоле и др. Охотно приглашали художника для росписи церквей и монастырей также и в другие города и села Украины: соборов в Екатеринославе и Екатеринодаре, митрополичьего дома и церкви в Белгороде, церкви на Казацких могилах (село Пляшевая Ривненской обл.) и др.





лавра (700x451, 121Kb)



Лавра

спаса на б (700x463, 136Kb)

Собор Спас на Берестове



«Попит на ікони київського письма наприкінці ХІХ - на початку ХХ ст. був великий. Час од часу замовлення виконували професіонали високого класу... В числі їх був Іван Іжакевич - остання постать в історії київського іконопису», - пишет в статье об интерьерах киевских церквей доктор искусствоведения П.Билецкий.
Первое серьезное знакомство Ижакевича со спецификой церковных росписей происходит еще в 1882-1884 годах, когда, будучи учеником школы Мурашко, он принимает участие в реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви. Однако лишь возвратившись из Петербурга, Ижакевич принимается за самостоятельное выполнение историко-религиозных композиций в интерьере вновь возведенных в Киево-Печерской лавре Трапезной церкви и палаты.
Монументально-декоративные росписи Трапезной церкви, состоящие из множества тематических композиций, объединенных разнообразными орнаментальными мотивами, - это цельный живописный ансамбль, производящий неотразимое впечатление единством идейного замысла и мастерством технического исполнения. И хоть общая разбивка стен и сводов была произведена по проекту руководителя работ известного архитектора В.Щусева, выполненные Ижакевичем 8 сложных композиций на библейско-евангельские сюжеты, а также 50 одиночных фигур святых свидетельствуют о его сложившемся большом таланте монументалиста-декоратора. Безусловно, мастер в своей работе не был свободен от необходимости трактовать образы согласно церковным канонам (вытянутость пропорций будто бы бестелесных фигур святых, условность поз и жестов, золотые нимбы вокруг ликов, лишенных эмоций, с большими широко открытыми глазами, посредством чего якобы достигается впечатление особой одухотворенности, религиозной экзальтированности). Тем не менее в большинстве случаев живопись Ижакевича обогащена достижениями и приемами современного ему реалистического искусства. Прежде всего это наблюдается в образах конкретных исторических деятелей, причисленных церковью к сонму небожителей, образах, решенных жизненно убедительно, индивидуализированно. Вот, к примеру, отец русской истории Нестор-летописец. Психологически верно передано состояние задумчивости мудрого старца, на минуту отвлекшегося от своей кропотливой работы. Устало, но по-доброму глядят его глубоко посаженные глаза. В позе, во всей осанке осознание им значимости своего труда. Образно говоря, с археологической достоверностью передана историческая бытовая обстановка келии монаха: на столе старинной формы оловянная чернильница с гусиным пером, на полках толстые рукописные фолианты.
Нередко неотъемлемым элементом сюжетных картин Ижакевича является несущий большую эмоциональную нагрузку, выполненный вполне реалистично мотив местного украинского пейзажа.





13 (700x494, 123Kb)




Брама Михайловского монастыря. 1910-е гг



i400 (145x400, 31Kb)



Свт. Ефрем Переяславский. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. Нач. XX в


www_artru_info (396x600, 94Kb)




Воскресение Христово


www_artru_info1 (700x451, 136Kb)




Ведение воина Пелгусия. Святые Борис и Глеб являются ночному стражу Александра Невского


аск могила (700x455, 158Kb)


Аскольдова могила


Работа в Трапезной церкви производилась вплоть до начала 1910-х годов. Наряду с этим еще в 1905-1906 гг. по эскизам и под личным руководством Ижакевича его многочисленными учениками осуществляется роспись Всехсвятской церкви лавры - замечательного образца архитектуры украинского барокко рубежа XVII-XVIII вв.
Выполняя заказ духовенства, Ижакевич, подобно В.Васнецову в случае с Владимирским собором, стремится превратить Всехсвятскую церковь в храм-памятник нашей государственности, отечественной истории и культуры. В связи с этим по стенам и даже в оконных простенках он создает целую галерею национальных исторических деятелей, канонизированных церковью. Здесь и креститель Руси князь Владимир, и создатели азбуки Кирилл и Мефодий, и печерские угодники Нестор-летописец, Алимпий-иконописец и другие. Каждый из представленных персонажей остроумно наделен соответствующими ему атрибутами. Так, например, врачеватель Агапит изображен держащим в руках целый натюрморт весьма натуралистично выписанных целебных по народным поверьям фруктов и овощей - яблок, вишен, огурцов, моркови.
Росписи двух упомянутых церквей лавры реставрированы в недавнее время специалистами института «Укрпроектреставрация» и открыты для осмотра экскурсантами.
В качестве примера религиозной живописи Ижакевича более позднего времени можно привести росписи и иконы, выполненные им в 1940-х годах в Покровской ныне действующей церкви на Приорке (ул.Мостицкая) и иконы для действующей Макарьевской церкви на Лукьяновке (ул. Отто Шмидта). В последней из них две большие иконы в киотах являются образцами мастерской передачи в доходчивой для верующих форме истории о чудесном спасении младенца («Николай - мокрый») и о нравственном перерождении жестокого злоумышленника («Богоматерь «Нечаянной радости»). Представленные в иконах персонажи - молящаяся за жизнь своего ребенка мать и обретший веру грешник - по своему этническому типу не иначе как сами прихожане православной украинской церкви.
И.Ижакевич подлинно народный художник, поборник и хранитель демократических, гуманистических традиций украинской национальной культуры, который даже в самые тяжелые для существования этой культуры периоды истории принципиально стоял на своих позициях.

Источник Информации: Зеркало Недели
Автор: Михаил ДЕГТЯРЕВ (искусствовед, член Союза художников Украины)

Комментариев нет:

Отправить комментарий