вторник, 26 февраля 2013 г.

Woman_In_Dreams: Сто уголков Украины (часть 71 - 75)

Woman_In_Dreams: Сто уголков Украины (часть 71 - 75):
Сто уголков и чудес Украины. Путешествия Украины

71). Полтавский Крестовоздвиженский монастырь


Крестовоздвиженский монастырь
Этот православный монастырь пережил радостные и грустные времена. Его основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских над шведскими. Монастырь не раз разрушали и опустошали. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским.
Хотя отдельные элементы архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря задуманы и выполнены в разное время, весь его комплекс смотрится достаточно гармонически. Среди сооружений монастыря выделяются Крестовоздвиженский собор, колокольня и Троицкая церковь.
Крестовоздвиженский монастырь
Семикупольный Крестовоздвиженский Собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Возведен он был в начале XVIII века. По принципу построения форма собора немного вытянута, крестообразная. Он не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Площадь 366 квадратных метров. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века. К сожалению прекрасные иконостасы, исполненные известными мастерами того времени — Василием Реклинским и Сысоем Шалматовым, были уничтожены в 1933 году большевиками. Троицкая церковь не претендует на роль архитектурного шедевра. Она достаточно проста, невысока, имеет всего один купол и один ярус, но органически вписывается в весь архитектурный ансамбль и является его неотъемлемой частью.
Крестовоздвиженский монастырь
Сооружение, больше всего привлекающее внимание посетителей — четырехярусная колокольня. Ее высота — 47 метров. Возведена она была в 1786 году. Итальянский стиль архитектуры дополняется элементами украинского барокко. Почти во всех описаниях монастыря, как давних так и более современных, указывается на подобность этого сооружения и Большой Лаврской колокольни в Киеве. В свое время на колокольне Крестовоздвиженского монастыря находились 10 разных по размерам и форме колоколов.
Настоящей гордостью был колокол весом более 6 тонн.
Кроме указанных культовых сооружений в пределах монастыря размещена крошечная однокупольная Семеновская церковь, построенная в 1887 году, а также группа одноэтажных хозяйственных помещений и келий.
Крестовоздвиженский монастырь
Размещенный на холме, отделенный от города широкой и глубокой долиной небольшого притока Ворсклы — Полтавки (больше известной под названием Тарапунька), монастырь хорошо видно издалека. Обнесенный каменной стеной он напоминает крепость (железнодорожная насыпь, почти кольцом окружающая подножие холма, усиливает это впечатление).
В 1650 году на высоком холме, рядом с Полтавой, на деньги казацкой старшины (Мартын Пушкар, Иван Искра, Иван Крамар и др.) и жителей города был основан мужской монастырь. Основание посвятили победе над польско-шляхетским войском. История не очень жаловала эту православную святыню — монастырь был объектом социально-политических споров, не раз его опустошали и разрушали. Но были в его истории и счастливые эпизоды — монастырь сделали одним из символов победы русских войск в Полтавской битве, он был центром культуры и просветительства Левобережной Украины, вдохновлял творчество известных деятелей искусства.
До конца ХVІІ века строения монастыря были деревянными.
В 1695 году его разрушили крымские татары, в союзе с Петром Иваненко (Петриком) пришедшие походом на Левобережную Украину. В начале ХVІІІ века на деньги известного украинского государственного деятеля Василия Кочубея было начато строительство нового, каменного собора (остатки деревянного разобрали). Но после казни Кочубея по приказу гетмана Ивана Мазепы строительство остановилось.
Крестовоздвиженский монастырь
Соответственно историческим источникам, в монастыре располагался штаб шведского короля Карла ХІІ перед решающей битвой с войсками Петра І, впоследствии названой Полтавской. После победы русской армии и завершения боевых действий на этой территории, Крестовоздвиженский Собор был достроен при участии сына казненного Василия Кочубея. Возведение собора было завершено около 1725 года — оно растянулось почти на тридцать лет. В 1750 году
построили Троицкую церковь, а в 1786 — украшение монастыря — колокольню.
Крестовоздвиженский монастырь
Вообще XVIII век можна смело назвать периодом расцвета монастыря. Именно в это время были возведены основные его сооружения. С 1775 по 1798 годы здесь пребывали архиепископы Славянский и Херсонский. Тогда же при монастыре была основана Славянская семинария, учениками которой были известный писатель и поэт Иван Котляревский, Василий Гоголь-Яновский (отец Николая Гоголя), будущий ректор и профессор Перебургской медико-хирургической академии Семен Гаевский, известный греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас и много других.
Крестовоздвиженский монастырь
Среди архиепископов в монастыре проживали известные в мире люди — грек по национальности, друг великого французского просветителя Вольтера, Евгений Булгприс, а также земляк Булгариса — Никифор Феотоки, или Николай. Именно с этими двумя личностями, а также с архиепископом Андреем Серебренниковым и епископом Банулеско-Бодони связан значительный престиж Полтавской Славянской семинарии.
В монастыре бывали Тарас Шевченко, зарисовавший монастырские сооружения, и известный русский художник Григорий Мясоедов.
Последний в 1901 году подарил полтавскому театру картину-занавесьЧудотворная икона Божией Матери Каплуновскаяразмером в 6 на12, с изображенной дорогой на монастырь, возле которой сидит кобзарь с лицом Тараса Шевченко играющий для путника с лицом Николая Гоголя.
Во время гражданской войны монастырь не раз опустошали. Хотя настоящий грабеж начался после введения в действие декрета Совнаркома о изымании культовых ценностей.
В 1923 году монастырь закрыли. В его строениях в 20-30 годы прошлого века располагались: клуб железнодорожников, исторический архив, Полтавская детская трудовая колония НКВД, общежитие и студенческая столовая Полтавского педагогического института.
Во время фашистской оккупации община монахинь, с разрешения обновленного епархиального управления, основала в бывшем мужском монастыре женский.

В послевоенные годы в нем насчитывалось до 100 монахинь, в начале 50-х обновили некоторые сооружения, пострадавшие во время войны. Но в 1960 году монастырь опять закрыли. Официально он стал памятником культуры и старины, хотя это не спасло его колокольню от поджога подростками, а одну из церквей — от устройства в нем автомастерской.
Копия Каплуновской иконы Божией МатериЧудотворная икона Божией Матери Каплуновская, которая считалась утерянной — найдена и находится в Свято-Троицкой церкви Крестовоздвиженского монастыря в г. Полтава!
Копия Каплуновской иконы Божией Матери которая была в войсках Петра I во время Полтавской битвы.

72). Ханский Дворец


Ханский Дворец
Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев — правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.
Ханский Дворец
Не меньшую значимость Дворец имеет и сегодня. Прежде всего — это национальная святыня крымскотатарского народа. Занимает он видное место и в мировой литературной традиции. Бахчисарайский Дворец — важнейший исторический памятник эпохи Крымского ханства, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, а также уникальный для Европы (наряду с дворцами Альгамбра в Испании и Топ-Капы в Европейской Турции) целостный дворцовый комплекс ближневосточного цивилизационного круга.
Ханский Дворец
Бахчисарайский Ханский Дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, что нашло признание в начавшейся недавно процедуре включения Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.
За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которая в итоге привела к складыванию знакомого нам нынешнего облика Хансарая.
Ханский Дворец
Почти при каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае поныне.
Свитский корпус и северные ворота
В первой половине XV века хан Хаджи-Гирей, желая укрепить свою власть в Крыму и не доверяя беям, решил перенести столицу из Солхата в юго-западную часть Крыма. Это был Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Удобное место для основания новой ханской столицы было найдено в широкой долине, спрятанной между гор, с обильными родниками и речкой Чурук-Су (Гнилая вода).
Южные воротаОбнаружить город можно было, только вплотную подойдя к долине, проходы к которой хорошо охранялись. Сын Хаджи-Гирея Менгли-Гирей решил по строить дворец, который утопал бы в зелени садов и виноградников. Поэтому и город стал называться Бахчисараем (Дворцом садов). Такова краткая предыстория дворца, который является сложнейшим архитектурно-художественным сооружением, менявшим облик на протяжении трех веков (XVI-XVIII).
Татары, в прошлом кочевники, не имели своих традиций в архитектуре и использовали творческие достижения тех народов, с которыми их связывали непрочные политические и экономические узы, сталкивали военные походы. Во дворце работали итальянские, турецкие, иранские, русские и украинские мастера. Со временем к основному ядру дворца пристраивались все новые помещения, появился второй этаж, высокой каменной стеной был обнесен внутренний Фонтанный дворик.
Ханский ДворецВо время похода русских войск в Крым в 1736 году дворец сильно пострадал от пожара. Здание дворца неоднократно ремонтировалось, но реставрация велась грубо и неумело, и многие ценные в архитектурном и художественном отношении детали дворца были утрачены. В 60-х годах прошлого века в результате очень сложной и кропотливой реставрационной работы были восстановлены прекрасные первоначальные росписи и архитектурный облик некоторых помещений.
Общая площадь ханского дворца — более 4-х гектар. В центре — прямоугольный двор, где собирались войска и проводились парады. Напротив дворца — большая ханская мечеть, роспись которой сделана иранским мастером Омером в 1763 году. Над мечетью высятся два минарета, откуда муэдзин пять раз в сутки призывал мусульман на молитву.
Ханское кладбищеЗа мечетью — кладбище ханов, членов их семей и ближайших сановников; каменные памятники украшены тонким орнаментом и надписями. Справа от входа — хорошо сохранившийся мраморный памятник с надписью: «О (Бог), всегда жив, вечен! Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей хана. 1183 (1769 г)». На территории кладбища стоят два мавзолея (дюрбе) — архитектурные памятники XVI-XVIII веков, усыпальницы тринадцати крымских ханов.
За пределами кладбища видны две куполообразные крыши дворцовых бань — одного из немногих архитектурных памятников восточного типа, сохранившихся без перестроек с XVI века. Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий Ханского дворца, которое было построено Сахибом I Гераем в 1532 году. С крымскотатарского языка «Sarı Güzel» переводится как «желтая красавица». Баня устроена по турецкому типу.
Северное и южное дюрбе (мавзолеи)
Портал Демир-Капы, («железная дверь») — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Наглядно свидетельствует о заимствовании татарами архитектурных традиций разных народов.
Портал Демир-КапыМассивная дверь портала обита коваными железными полосами. С двух сторон дверь обрамляют пилястры с коринфскими капителями. Над пилястрами находятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. В углах карниза — акротерии с растительным рисунком, а над карнизом — полукруглый тимпан, над которым также расположены аркотерии.
Портал выполнен из резных блоков известняка в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса. На нём изображены дубовые листья, цветы, желуди, монеты, нити жемчуга. Также портал украшен двумя надписями на арабском языке, которые высечены из камня и позолочены.
Интереснейший памятник дворца малая дворцовая мечеть. Малая ханская мечеть (крымскотат. Kiçik Han Cami) располагается в главном корпусе и была предназначена для представителей ханской семьи и ближайших сановников. Постройка малой мечети датируется XVI веком, а росписи — XVII—XVIII веками.
Портал Демир-КапыВ росписях мечети используются только растительные и декоративные орнаменты. Купол парусный, опирается на барабан-восьмигранник, сложен из плинфы, расписан в конце XVIII века мастером Омером.
В южной стене расположен михраб, в верхней части которого вырезано семь орнаментированных поясов, символизирующих семь уровней небес. Над михрабом есть витраж, на котором изображена печать Сулеймана (гексаграмма). На стенах малой мечети были обнаружены выцарапанные изображения лодок с парусами, лошадей и всадников.
Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится в фонтанном дворике возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для обряда омовения (абдест).
Фонтан назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующем райский сад.
Золотой фонтанВ орнаменте использованы растительные мотивы: цветы, листья, фрукты, виноградные лозы. Посередине фонтана высечена крупная розетка, символизирующая вечную жизнь. Орнамент Золотого фонтана был использован на аверсе монеты, выпущенной Национальным банком Украины в честь Бахчисарайского дворца в 2001 году.
Кроме орнамента фонтан также украшают две надписи на арабском языке.
«Фонтан слёз» был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. Позже перенесённый в Фонтанный дворик, где находится по сей день. Фонтан сделан по типу «Сельсебиль» (Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру). В центре расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность.
Фонтан СлёзВласть крымского хана была ограничена высшим советом крымских феодалов — Диваном, для которого и был построен в XVI веке зал совета и суда. Зал Дивана (крымскотат. Divan hanesı) предназначался для заседаний государственного совета (Дивана). Для хана по центру южной стены был установлен трон, обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьем. Слева и справа от трона стояли низкие диваны для приближённых хана. Для беев, входивших в Диван, вдоль стен были установлены длинные скамьи.
На северной стене над входом в зал Дивана находится узкий решетчатый балкон (хор), который, по легенде, использовался ханом для подслушивания заседаний дивана, когда они проходили в его отсутствие. Такой же балкон ранее был и на южной стене.
Потолок деревянный, наборный.
Зал Дивана. Золотой диван
Во всех стенах были проделаны окна, которые шли в два ряда и были оформлены витражами. До наших дней сохранились окна в восточной стене.
Летняя беседкаДо сожжения дворца фельдмаршалом Минихом пол зала Дивана был выложен из мраморных плит, в центре зала был расположен квадратный бассейн с фонтаном, а стены были украшены фарфоровыми изразцами. В 1742 году помещение зала Дивана было восстановлено. Изначально росписи стен и потолка имитировали мрамор и изображали виноградные гроздья. Те росписи, которыми оформлен зал в настоящее время были созданы в XIX веке.
Вид на Золотой кабинет снаружи
В 1917 году в зале Дивана курултай крымских татар провозгласил создание независимого крымскотатарского правительства.
Талантливый иранский мастер Омер не только расписывал дворец, но и строил.
Коран в малой ханской мечети
Ему принадлежит постройка летней и фруктовой беседок дворца.
Над летней беседкой, на втором этаже находится Золотой кабинет. Его оформление — результат работы иранского зодчего Омера. В Золотом кабинете резной деревянный потолок, к которому прикреплена люстра из хрусталя.
Гаремный корпус. Интерьер буфетной
Всего в кабинете 24 окна, застеклённых цветными стёклами и расположенных в два яруса на трёх стенах. Под окнами стоят диваны, обитые бархатом.
На стенах лепнина из алебастра, изображающая вазы с фруктами. По карнизу вдоль трёх стен тянется поэтическая надпись на арабском языке в честь Крыма Герая.
Гаремный корпус
Вдоль одной из стен стоят шкафы с посудой; в ней же сделаны камин и входная дверь. При посещении Бахчисарайского дворца интересно осмотреть и гаремный корпус.
Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров.
Жилые покои. Комната невесты
К южной стене примыкает Соколиная башня из которой жительницы гарема могли видеть дворцовую площадь. Также в южной стене проделана широкая калитка в Персидский сад. Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса. Также на втором этаже расположены Посольский зал, Кофейная комната и Золотой кабинет.
Жилые покои
Комнаты имеют резные потолки и витражи на окнах, а также оборудованы каминами. Отделка помещений и планировка существенно изменились после присоединения Крыма к Российской империи.
В комнатах покоев размещена экспозиция предметов быта крымских татар.

73). Троицкий Собор и звонница Троицкого Собора

Троицкий СоборБлагословение Киевского митрополита на строительство собора было получено в 1772 году. Само строительство было начато в 1775 году под руководством мастера Иоакима Погребняка и продолжалось до 1778 года. Это сложное девяти-срубное и необычайно большое для деревянного девятикупольное здание.
Уже более двухсот лет в городе Новомосковске возвышаются купола Свято-Троицкого собора. Это был последний храм, который воздвигли казаки перед упразднением Запорожской Сечи. Создавая шедевр деревянного зодчества, воины Христовы попытались сохранить для потомков частичку православной веры. Поэтому подобного храма сегодня в мире нет.
Храм строился по всем канонам деревянного зодчества. Основным приспособлением для заготовки брусьев был топор. Как мастерам удалось достичь такой высокой точности изготовления деталей храма, сегодня остается загадкой. Этим уникальность церкви не ограничивается.
Троицкий Собор
До сих пор потомки восхищаются красотой Свято-Троицкого собора и удивляются тому, как можно было построить храм без единого железного гвоздя. А ведь причиной всему было решение запорожцев о том, что «не годится в храме Спасителя, распятого на кресте, в дерево вбивать железные гвозди» — все крепления в нем выполнены филигранно подогнанными шипами..
Позже, в начале XIX в. перед собором была построена колокольня , вместе с собором создавшая наиболее выдающийся ансамбль деревянной архитектуры Левобережной Украины.
Уникальный памятник архитектуры Свято-Троицкий Собор, вошедший во многие энциклопедии мира, во все времена привлекал к себе внимание выдающихся людей, которые восхищались творением человеческого гения. Содействовали его развитию и укреплению, как одной из важнейших сокровищниц утверждения духовности. Не раз бывал здесь легендарный академик Д.И. Яворницкий, собирая материалы для своего музея, научных работ.
Троицкий Собор
В своей «Истории запорожских казаков» он передал потомкам свои впечатления: «Самарской собор по красоте, великолепию и смелой до дерзости постановке считался у казаков чудом на все Запорожье; архитектура его, однако, проста: мастер не дал ей ни колонн, ни внешних украшений, снаружи он обшил его шелевкой и по шелевке побелил белой краской; купол окрасил зеленой ярью; внутри расписал стены и своды картинами религиозного содержании, а иконостас воздел до сводов и украсил его великолепной резьбой с разными фестонами и завитками и превосходною живописью в византийском академическом стиле XVI и XVII веков, а также некоторыми экземплярами голландской и фламандской кисти, местами наложил на него серебряные и позолоченные шаты, местами же отделал тончайшею инкрустацией». Не всегда степной ветер, гулявший над девятью золочеными куполами Храма, сопутствовал достижению главной цели — возрождению в душах казацких потомков веры, духовности.
Троицкий Собор
Были и злые ветры, не раз угрожавшие существованию Собора. Их порывы сильнее всего ощущались в 20-е, 30-е годы нынешнего столетия, когда большевистскими воинствующими атеистами был объявлен курс на уничтожение всего, что было связано с религией. Госчиновниками, лишенными здравого смысла людского, повсеместно принимались решения о ликвидации «извращенных» и «ненужных» сооружений, в первую очередь — культовых.
Здание Храма в 1930 году превратили в склад «Заготзерно», и здесь звучало отнюдь не слово Божье. Хозяйничали мыши, угрожая деревянному сооружению. Но оно выдержало и это надругательство над памятью запорожцев.
Троицкий Собор
Во время фашистской оккупации в 1942 году в Храме началось богослужение. При отступлении фашисты заминировали Собор. Благодаря стремительному наступлению советских войск, решительности саперов, Храм удалось спасти, Это была не последняя угроза творению человеческого гения, гордо возвысившемуся на правом, высоком берегу Самары, откуда он виден на большом расстоянии.
В период очередного «усиления» антирелигиозной истерии решением бюро Новомосковского горкома компартии в 1963 году церковная служба в Храме была прекращена. Его помещение передано под размещение городского историко-краеведческого музея. С мая 1966 года в Соборе начались длительные ремонтно-реставрационные работы «Памятника архитектуры XVIII века». Ремонт, с временным использованием его здания и сторожки под художественный музей и экскурсбюро, длился более 20 лет.
Троицкий Собор
Если будете в Новомосковске, обязательно посетите, будете довольны!

74). Археологический музей «Добраничевская стоянка»


Добраничевская стоянка
Археологический музей «Добраничевская стоянка» — уникальная жемчужина эпохи палеолита расположен в с. Добраничевка Яготинского района, Киевской области, в 120 км к юго-востоку от Киева, на выходе небольшой речки Ташанкы в долину реки Супий — левого притока Днепра.
Добраничевская стоянка
Музей был открыт 30 октября 1977 года. Здание музея построено на месте раскопок. Организацией музея занимались сотрудники Яготинского исторического музея. Руководил работами доктор исторических наук, профессор И. Г. Шовкопляс.
Добраничевская стоянка
Возраст стоянки около 12 тыс. лет. Музей позволяет глубже и всесторонне осветить ряд важных вопросов по истории первобытного населения в конце каменного века, развивалась родовая община. Каждая семья вела свою хозяйственно-бытовую жизнь самостоятельно, объединяясь только с другими семьями для охоты на крупных животных (мамонтов).
Добраничевская стоянка
На площади стоянки собрано несколько различных предметов из камня и кости, рога и янтаря, режущие острия, скребки и проколкы различных типов. Из янтаря изготовлена уникальная стилизованная женская статуэтка — произведение искусства первобытного человека. Заслуживают внимания выпрямители копьем дротикив из толстой пластины и клиновидное орудие из куска бивня мамонта, молотковидные инструменты из рогов северного оленя, землекопалка и лощило из ребер мамонта, проколкы из трубчатых костей мелких животных. А еще наши странные предки делали «подовжени кости». Зачем они нужны для нас осталось загадкой, но, судя по всему, это очень важный шаг для каждого пещерного человека.
Добраничевская стоянка
В экспозиции — два большие панорамные полотна «Добраничевская стоянка», «Охота на мамонтов» и работы меньшего размера на эту же тематику художника Николая Малинки.
В центре музея — жилье первобытных людей (точнее его завал), вокруг него — ямы-кладовые, хозяйственный центр, очаг. Все сохранено так, как было в глубине тысячелетий. В отдельных витринах — материалы раскопок. Как вспомогательный материал экспонируются фотографии, схемы, публикации, посвященные Добраничевской стоянке снимки об открытии музея.
Добраничевская стоянка
Археологический музей «Добраничевская стоянка» насчитывает 250 экспонатов. Когда наши далекие предки, как зеницу ока, хранили огонь, заботились, чтобы он не погас. Таким вечным лучом знаний науки сияет на косогорье в Добраничевке археологический музей.
Добраничевская стоянка
Киевская область, Яготинский район, с. Добраничевка

75). Пещера Скельская


Указатель Пещера Скельская
Скельская сталактитовая пещера – расположена в Крыму в урочище Карадагский лес (у подножия горы Кара-Даг) на склоне Байдарской долиныблиз села Родниковое — там есть указатель на пещеру.
Пещера Скельская
Далее метров 400 по узкой дороге до натянутого справа троса, ну а дальше пешком метров 100 вверх по дорожке.
Пещера Скельская
Пещера охраняется законом с 1964 года, объявлена памятником природы, открыта и впервые пройдена в 1904 г. местным учителем Э. Кирилловым.
Пещера Скельская
Общая протяженность обследованной части Скельской пещеры 670м.
Пещера Скельская
В книге рекордов Крыма отмечен максимальный для крымских пещер подъем уровня воды в Скельской пещере во время паводка — 45 м.
Пещера СкельскаяСкельская пещера представляет собой своеобразный природный заповедник.
Она образована в верхнеюрских мраморизованных известняках путем тектонического разлома — в результате действий подземных вод в трещиноватых известняковых породах.
В результате верхняя часть свода обвалилась, образовав огромный зал – который, впоследствии, был разделен натечными образованиями на несколько залов.
По подсчетам специалистов Скельской пещере несколько миллионов лет. Тут были найдены кости вымерших животных: лесного кота, крымского сайгака и др.
Пещера СкельскаяПещера отличается значительными размерами, красотой и сравнительно хорошей сохранностью кальцитовых натечных образований.
Скельская пещера имеет три уровня и состоит из нескольких залов.
Сейчас пещера оборудована ступенями и перилами, всё укреплено, подведено электричество: освещены переходы и самые интересные места — оборудованный маршрут проходит по среднему и верхнему уровню.
Общая протяженность экскурсионного маршрута 260 м.
Скельская пещера изобилует натечными формами — это белые известняковые образования, содержащие кальцит, и крашеные натеки красновато розового цвета с примесью железа.
Пещера СкельскаяПервая площадка Скельской пещеры называется каминный зал. Здесь наплыв создал форму камина. Подсветка сделана так умело, что ничего уже и не придумаешь, камин, да и только.
Тут же стоит страж пещеры, величественный сталагмит.
Подымаемся дальше по ступенькам, выходим на вторую площадку — это самый большой и красивый из залов. Здесь можно увидеть сказочный натек в форме водопада и череп дракона: его глаза и клыки.
В наплывах легко различить птицу феникс, это одна из самых интересных форм, образовавшаяся наклонно, в противоречие законам физики.
Длина второго зала, вытянутого с севера на юг, равна 80 м, средняя ширина – 10-18 м, высота готического свода достигает 25 м.
Пещера СкельскаяСтены украшены многочисленными натечными занавесями и ребрами, оригинальными нишами-ванночками. Тут же высятся колонны сталагнатов, образовавшиеся в результате сращивания свисающих сверху сталактитов и поднимающихся им навстречу сталагмитов. Они и являются творцами восхитительной красоты всей пещеры. Натек образуется очень медленно – 1 см за 100 лет.
После подъема еще одна площадка Рыцарский зал. Здесь находится поражающий воображение семиметровый сталагмит рыцарь с копьем, являющийся большой достопримечательностью второго зала, да и всей Скельской пещеры.
Толи воображение играет в пещере, толи природа играет с нами, но наплывами созданы вид Форосской церкви и слева от нее замок Ласточкино гнездо, все посетители узнают их контур и восхищаются при этом.
Пещера Скельская. Дельфин
Вот такие чудеса здесь. Четвертая площадка зал приведений.
Пещера Скельская. Вид Форосской церкви и слева от нее замок Ласточкино гнездо
Без всякого воображения узнаешь из всех наплывов дельфина.
Пещера Скельская
Несколько вертикальных колодцев глубиной 25-45 метров соединяют верхние залы пещеры с молодыми формирующимися этажами, лежащими глубже.
Пещера Скельская
В нижних узких галереях образовались подземные озера, глубиной до 70 м и реки — вода к ним поступает с Ай–Петринского плато, а именно с котловины Беш–Текне, что переводится пять корыт.
Пещера Скельская
Эти пещерные подземные реки и озера наряду со множеством горных ручьев питают Байдарское водохранилище.
Пещера Скельская
Пещера занесена в книгу рекордов Крыма, как наиболее заселенная спелеофауной: пауки, ракообразные (бокоплавы и мокрицы), ногохвостки, сенокосцы, многоножки, насекомые (двукрылые, жуки), млекопитающие (летучие мыши).
Пещера Скельская
В основном это эндемики – существа, обитающие только в данной местности. Здесь обнаружен планктон, которого уже нет нигде на Земле.
Пещера Скельская
Пещера Скельская расположена 350 м над уровнем моря — если в двух верхних залах постоянная температура +12 С., то в нижнем зале, где проходят лабиринты колодцев, наполненных водой температура +9 С., а воды +8 С.
Пещера Скельская
Впечатления от увиденного будут незабываемые. Каждый сам для себя может найти и открыть нескончаемое количество схожих на кого-то или на что-то форм.
Пещера Скельская
Экскурсоводы знают многое о пещере и рассказывают о ней интересно, с любовью и теплом.
Пещера Скельская
Грамотное освещение пещеры и неповторимое по красоте натечное убранство просто очаруют вас!

Комментариев нет:

Отправить комментарий