воскресенье, 17 марта 2013 г.

Ин-яна: Замки и крепости Саксонии. Часть 1

Ин-яна: Замки и крепости Саксонии. Часть 1:
Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение
Крепость Дюбен


Крепость Дюбен (нем. Burg Düben), ранее называемый Дибни (нем. Dibni) — крепость, расположенная в Германии, земля Саксония. Находится на небольшом холме на берегу реки Мульде, в пределах Дюбена в Северной Саксонии.
Впервые замок Дюбен упоминается в 981 году при роспуске епископства Мерзебург еще под славянским именем «Дибни». Местоположение крепости было очень благоприятным, так как она находилась у трассы древнего торгового пути. Таким образом, славянское поселение также возникало рядом с замком.

В ходе миграции немцев на восток фламандцы основывали общину в 1200 году наряду с замком, позже франкские и саксонские поселенцы приcоединяли старые славянские усадьбы и образовывали таким образом город Дюбен.

В 1450 году был полностью разрушен во время дворянского спора между братьями Фридрихом и Вильгельмом фон Тюрингенскими.

С 1530 года в ней находится резиденция. Замок приобрел дурную славу в 1532 году из-за ссоры Ганса Колхаза с дворянами Цашвицкими, которая тянулась до 1540 года (переговоры в Дюбене 1533 года).


Самым знаменитым владельцем мог бы быть Филипп Меланхтон Младший в 1554 году. Во время Тридцатилетней войны здесь заключили 15 сентября 1531 года Иоганн-Георг I и Георг Вильгельм союз против Фердинанда II. Императорское войско Иоганна Тилля победило в битве при Брейтенфельде. Союз не спас Дюбен от разрушений 1531, 1537, 1541 годов.


В городе состоялся последний суд на ведьмами в Германии.
Во время освободительных войн с 10 по 14 октября 1813 года Наполеон имел штаб-квартиру в замке Дюбен. По собственным словам, здесь он провёл худшие дни в своей жизни. После 1815 года крепость отошла к Пруссии.


После Второй мировой войны под покровительством известного исследователя Вилли Винклера были созданы музеи краеведения и ландшафта, рассказывающие о Дюбене и о Дюбенском боре.


Главная башня замка (построена в 1206 году) является старейшим строением крепости. В ней находится так называемый подвал ведьм. За башней находится главное строение, которое было построено в качестве резиденции Дюбена. В нём находятся два музея: краеведческий и ландшафтный. Рядом находится домик смотрителя, в котором размещено маленькое кафе. Все здания были отремонтированы в 1997—1999 годах. У подножия крепости находится отреставрированная мельница, использующая течение реки.
Крепость Айленбург




Крепость Гнандштайн



Гнандштайн вряд ли можно назвать красивой или живописной крепостью-замком: громоздкая, серая и неприступная она возвышается на невысоком отроге Рудных гор и все же ее стоит осмотреть. Интересная история строительства - это не единственное, что может предложить Гнандштайн. Здесь можно посетить заслуживающий внимания музей, несколько помещений с барочными и позднеготическими интерьерами, красивую замковую церковь, реконструированный зал паласа, богатое собрание мебели и произведений искусства, а также интересную выставку, посвященную истории замков.
Замок был основан около 1200 года Майсенскими маркграфами, которые расширили свои владения и укрепили их крепостью-замком с крепостной стеной. Спустя 50 лет крепость привели в соответствие с тогдашним уровнем фортификационного искусства, надстраивая переднюю стену до тех пор, пока она не превратилась в надежный щит для остальных частей замка. За этой стеной возвели еще более высокую круглую башню, которая должна была стать не только дополнительным средством обороны, но и отпугивать неприятеля. На защищенной южной стороне был построен небольшой палас, служивший как для жилищного комфорта, так и для представительских целей.

Около 1400 года Гнандштайн перешел во владение Айнзидельнов, которые им владели до экспроприации в 1945 году. Этот род долгое время причислялся к самым влиятельным и самым богатым аристократическим семействам Саксонии, причем, прежде всего, Генрих фон Айнзидель, владевший Гнандштайном в 1461-1507 годах, значительно расширил владения семьи. Будучи тайным советником курфюрстов Саксонских, он пользовался большим авторитетом, приобрел паи в нескольких серебряных рудниках и, таким образом, накопил большое состояние. При нем Гнандштайн был перестроен во внушительную крепость-замок.


Его преемник, Генрих Гильдебрандт (1497-1557 годы), вошел в историю как замечательная личность. Классическое образование и дружба с Мартином Лютером явились причиной его необычно либерального отношения к подданным ему крестьянам. Барщина и сборы, которые заносчивые аристократы взимали без зазрения совести, ложились тяжелым бременем на его сердце. Незадолго до смерти он завещал крупные пожертвования своим деревням.

В период расцвета рыцарства в XI-XIII веках ситуация была совершенно иной: рыцари - разбойники и эксплуатируемые крестьяне были скорее редким исключением. Заказчик строительства замка обязан был выплатить своим подданным вознаграждение за выполненные ими работы, размеры которого определились законом. Строительство замка, как правило, обходилось заказчику в миллионы.

Интересная история строительства - это не единственное, что может предложить Гнандштайн. Здесь можно посетить заслуживающий внимания музей, несколько помещений с барочными и позднеготическими интерьерами, красивую замковую церковь, реконструированный зал паласа, богатое собрание мебели и произведений искусства, а также интересную выставку, посвященную истории замков.
Крепость Хонштайн


Крепость Хонштайн (нем. Burg Hohnstein) — крепость в городе Хонштайн, юго-восточнее Дрездена.
Она расположена на высоте 140 м над долиной реки Поленц. Вход в крепость возможен только с рыночной площади города. Из когда-то многочисленных крепостей Саксонской Швейцарии на правой стороне реки Эльба осталась лишь она.

Крепость была построена около 1200 года как богемская пограничная крепость с маркграфстом Мейсен. В 1353 году её приобрёл богемский дворянин Хинко Берка фон Дуба, чьей герб с перекрёщенными дубовыми ветками до сих пор украшает переход ко второму двору крепости

В 1443 крепость перешла к саксонским курфюрстам, но осталась до 1806 года богемским леном. Веттины отсюда отправились на охоту. В последующих веках в крепости находились разные учреждения курфюрстов, место суда и тюрма. Деревянные постройки в 17 и XVIII веках постепенно были заменены каменными. В 1639 году успешно противостояла шведской осаде.

С 1925 по 1933 год в крепости находился молодёжный хостел. В 1933/1934 здесь находился один из первых концлагерей Германии. Во второй мировой войне крепость была лагером военнопленных. С 1949 года она опять хостел.
Крепость Крибштайн


Заложен Крибштайн был в 1384 году Дитрихом фон Беервальде (Dietrich von Beerwalde), чтобы стать резиденцией семьи фон Беервальде; строительство продлилось до 1407 года. После смерти владельца замок перешел во владение сначала вдовы, а после - дочери.



Новая жизнь замка началась в 1465 году, когда его приобрел Хугольд III фон Шляйниц (Hugold III. von Schleinitz), который произвел здесь весьма значительные изменения. Именно в этом виде замок Крибштайн остается и по сей день.
Если смотреть на крепость со стороны, то она словно парит высоко в воздухе, едва касаясь скалистого выступа. Перед мостом через реку построена маленькая плотина - и монотонный шум воды является прекрасным звуковым сопровождением для осмотра старинного замка.



Войти в замок можно с другой стороны – от реки к входу ведет узкая тропинка, вдоль которой расположились старые подсобки с поросшими мхом стенами. К воротам собственно замка можно подойти только через мост – вырытый ров соответствует всем образцам оборонной
науки.

В центре строения - центральная жилая башня (Wohnturm), высота которой 45 метров вместе с флагштоком. По бокам от нее, по всем правилам позднего средневековья, построены угловые башни-эркеры меньшего размера.
Замок Крибштайн, как и многие прочие средневековые замки, многократно перестраивался, всякий раз расширяясь.

Первые туристы смогли осмотреть замок в 1930 году. После Второй мировой войны в замке располагались работники местного лесного хозяйства, но это продлилось недолго - уже в 1949 году Замок Крибштайн получил статус музея.

Сегодня почти все помещения замка открыты для туристов. Традиционно наибольшее внимание путешественников привлекает Готический зал с его расписными сводами. Представляет интерес и часовня, в которой до наших дней полностью сохранились росписи, датированные 1410 годом.

Вообще, в замке есть несколько залов, стилизованных под несколько различных эпох. Охотничий зал и Рыцарский зал также неизменно интересны гостям крепости. Из окон замка открывается захватывающий вид на долину реки Чопау.






Известно, что всякий средневековый замок славен своей легендой. Так, легенда замка Крибштайн рассказывает о поистине героической верности женщин замка. По легенде, в 1415 году замок был захвачен, когда его хозяина не было на месте. Замок находился в долгой осаде, и вскоре благородные неприятели смилостивились над женщинами осажденной крепости и позволили им выйти, взяв с собой лишь то, что они могут унести на себе.




На утро, когда ворота осажденного замка открылись, захватчики с удивлением увидели женщин замка Крибштайн, несущих на себе своих мужей. Пораженные увиденным и восхищенные верностью и отвагой женщин замка, захватчики даровали жизнь даже плененному хозяину замка.







В наши дни замок Крибштайн регулярно используется для проведения различных культурных мероприятий - концертов средневековой и классической музыки, музыкальных фестивалей, рок-концертов, а также мероприятий вроде рыцарских встреч.
Туристов замок Крибштайн встречает круглый год, за исключением декабря и января. В замке-крепости Крибштайн не раз снимались фильмы на темы Средневековья. «Железный Ганс» по сказке братьев Гримм, «Графиня» о жестокой венгерской графине Элизабет Батори, погубившей по легенде около 600 девушек, чтобы купаться в их крови ради сохранения молодости.
Фото:http://i4.otzovik.com
Крепость Мильденштайн



Крепость Мильденштайн (Burg Mildenstein), построенная более тысячи лет назад на высоком скалистом утесе над рекой Мульде (Mulde), притоке Эльбы, - одна из старейших в Саксонии. Находится она в небольшом восточногерманском городе Лайсниг (Leisnig).



История Мильденштайна богата на события, но какого-либо выдающегося значения крепость никогда не имела. Около главных ворот построен павильон, в котором хранится главная городская достопримечательность, занесенная в "Книгу рекордов Гиннеса", но относится эта диковинка уже к нашей эпохе.


Заложили крепость в 922 году при короле Восточно-Франкского королевства Генрихе I Птицелове (Heinrich der Vogeler). У него есть еще несколько менее известных прозвищ. Одно из них - Heinrich der Burgenbauer, то есть "строитель крепостей" или "замков". Первое письменное упоминание под названием Burg Leisnig (Burchwardus Lisnich) датировано 1146 годом. Мильденштайном ее начали называть позже.

На протяжении веков крепость использовали для охраны своих территорий несколько княжеских родов - Салического, Гогенштауфенов, Веттинов, но она никогда не являлась их резиденцией, даже временной. Представители Веттинов и сейчас находятся на европейских тронах - в Великобритании и Бельгии, это Виндзорская и Саксен-Кобург-Готская династии.

Начальный период истории крепости связан с именем будущего императора Священной Римской империи - "рыжебородого" Фридриха I Барбароссы (Friedrich I. Barbarossa). Герцог Фридрих III Швабский приобрел Мильденштайн в 1147 году. С этого момента она перешла во владение династии Гогенштауфенов.

Уже через несколько лет в результате обмена Мильденштайн стал имперской собственностью и был включен в систему оборонительных сооружений на славянских территориях, только что занятых в X веке. В 1188 году в крепости некоторое время располагалась канцелярия Барбароссы. Здесь император подписывал грамоты и другие документы.

До 1356 года имперская крепость управлялась бургграфами, назначаемыми императором должностными лицам, но затем полностью перешла под контроль маркграфов Мейсена из саксонской династии Веттинов, которые превратили ее в один из опорных пунктов своей административной и военной власти в регионе.

В XIV веке при маркграфе Вильгельме I (Markgraf Wilhelm I.) крепость перестроили, дополнив ее зданиями для репрезентативных и управленческих целей. Так здесь появились господский дом, пажеский корпус, зерновой склад. В центре возвышается грозная и неприступная средневековая башня Бургфрид - последнее убежище на случай осады и штурма. Напротив нее сохранилась романская часовня 1100 года постройки.

В 1637-1644 годах во время Тридцатилетней войны крепость неоднократно осаждали, некоторые части были сильно разрушены.

В 1706-1707 годах здесь жил польский король Станислав I Лещинский - конкурент курфюрста Саксонии и также короля Польши Августа Сильного (Августа II Польского).

В 1708 году часть крепости отдали под суд, тюрьму и служебные квартиры. В конце XVIII века некоторые постройки снесли из-за ветхости и угрозы обрушения. Свое военное и оборонительное значение Мильденштайн к тому времени уже давно потерял.

В следующем веке вокруг крепости разбили романтический парк с новыми руинами, то есть современной имитацией древних развалин. В 1875 году по инициативе горожан в крепости приступили к реставрации центральной башни - Бергфрида, на которой оборудовали смотровую площадку.


Первый краеведческий музей в Мильденштайне открыли уже в 1890 году. При этом тюрьма, занимавшая один из корпусов, работала здесь вплоть до 1952 года. После закрытия ее двери распахнули для туристов, разместив в бывшей темнице средневековые и более современные экспонаты о судопроизводстве, наказаниях и пытках. В бывшем тюремном тракте посетителей встречают вечный узник - манекен в арестантской робе, сидящий на топчане в камере, и надзиратель с огромной связкой ключей. Дверь в камеру открывается и закрывается, как и положено, - со скрипом.

Другие экспозиции в крепости посвящены более приятным вещам. В них выставлены предметы домашней утвари, обувь, а также мебель - от простых крестьянских столов и стульев до целой комнаты, обставленной в стиле бидермейер. Скоро мы дойдем и до самого интересного экспоната…

Рядом с витриной, в которой под огромной лупой выставлен крошечный башмачок, сшитый, наверное, для Дюймовочки, стоит настоящий сапожище - выше человеческого роста (3,70 метра), с гигантской шпорой, похожей и по внешнему виду, и по размеру на диск от циркулярной пилы. Его в 1925 году изготовили в соседнем городе Дёбельн к 600-летнему юбилею ремесленной гильдии. Позже он каким-то образом попал в Лайсниг, где о нем на протяжении десятилетий бережно заботились: реставрировали, чистили, поддерживали в надлежащем состоянии.

Во времена ГДР сапог, словно снятый с ноги Гулливера, стал частью постоянно обувной выставки. Но в 90-х годах прошлого века жители Дёбельна изъявили желание получить его обратно - такие туристические достопримечательности, как говорится, на дороге не валяются. Тогда в Лайсниге вспомнили, что лучший способ защиты - нападение, и сшили свой собственный, еще больших размеров, аккурат к 950-летию города. Вскоре новый сапог-гигант попал "Книгу рекордов Гиннеса", но и старый возвращать на историческую родину не стали, он остался в Лайсниге.
Сапог-рекордсмен 330-го размера выставлен в ангаре метров за сто до входа в крепость. Габариты экспоната, действительно, впечатляют! Высота - в три человеческих роста! 4,90 метра. Длине подошвы может позавидовать любой баскетболист даже, если для этого ему придется растянуться по земле - 2,20 метра. Высота каблука - 42 сантиметра. Тут комментарии, наверное, излишни. Весит это произведение, изготовленное по всем правилам обувного искусства, почти 440 килограммов.
Крепость Мисни



История города Мейсен восходит к 929 году, когда германский король Генрих I приказал построить на лесистом холме близ Эльбы замок Мисни.

Это было первое немецкое поселение в областях, населенных славянскими племенами восточнее рек Эльбы и Заале.

Замок располагался на окраине плодородного района, который уже несколько веков населяли лужицкие сербы. Здесь лужичане заложили много сел, которые в настоящее время о своем славянском происхождении напоминают только названиями.

Возведение замка Мисни входило в систему мероприятий, которые Генрих I проводил для защиты от набегов венгров, а его наследник Отто I стал уже присоединять славянские земли к создававшемуся немецкому государству. Область эта была превращена в маркграфство Мейсен, управлявшееся маркграфом, а в 968 году в нем было основано мейсенское епископство

За владение мейсенским маркграфством вели борьбу германские, польские и чешские феодалы, но к XI веку верх одержали германцы. В это время города еще не было, он состоял всего лишь из замка с военным гарнизоном и резиденций нескольких светских и духовных феодалов. Вся округа по-прежнему была заселена крестьянами, но потом рядом с замком возник рынок, где продавали свои товары заезжие купцы, а со временем вокруг рынка стали селиться и ремесленники

В 1423 году маркграфы Мейсена становятся герцогами и курфюрстами, а город с прилегающей к нему территорией становится герцогством, которое сразу начинает присоединять к себе соседние земли. В 1471 году началось строительство новой резиденции, порученное архитектору Арнольду фон Вестфален. Замок, позднее названный по имени одного из владельцев «Альбрехстбург», по своему архитектурному стилю находится на рубеже готики и Ренессанса.


Во время строительства нового замка резиденцией курфюрстов стал Дрезден, а Мейсен быстро превращался в провинциальный городок. Может быть, благодаря этому Альбрехтсбург в последующее время не подвергался переделкам и в почти нетронутом виде сохранился до наших дней. Он высится над Мейсеном на скале на берегу Эльбы.

Его башни и шпили, часто окутанные дымкой тумана, видишь задолго до того, как въезжаешь в город. Издали он похож на другие немецкие замки — угрюмые, неприступные крепости, в которых средневековые бароны без труда месяцами выдерживали осаду и откуда частенько совершали набеги на земли соседей.

Лишь вблизи можно заметить, что у замка Альбрехтсбург нет ни скрипучих подвесных мостов на толстых железных цепях, ни окованных дубовых ворот, прострелить которые не под силу пушке. В замке открытый изящный парадный вход, вместо узких окон-бойниц — широкие окна с ажурными деревянными переплетами "

Альбрехтсбург был гордостью курфюрстов — самодержавных правителей Саксонии. Здесь они принимали послов соседних государств и депутации подданных. Замок на скале, изящный и в то же время грозный, был символом курфюрстской власти — традиционно абсолютной, но в духе эпохи вроде бы не чуждой и новым веяниям



Начало XVIII века, казалось, навсегда покончило с пышными приемами и шумными празднествами, прославившими Альбрехтсбург. Сотни мастеровых под бдительным надзором перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, положили печи, пробили дымоходы, в блистательных прежде залах появились унылые ящики и кадки

Когда работы были закончены, в закрытой карете под эскортом роты драгун в замок доставили какого-то человека. Хозяин расположенного на окраине города трактира рассказывал потом, что это был совсем еще юноша — лет девятнадцати, не более . По городу поползли слухи: в замке поселили алхимика, чтобы он делал курфюрсту золото. Да и ради чего другого стал бы курфюрст превращать свой замок в мастерскую?! В XVIII веке алхимия еще не сделалась областью преданий, и потому в королевских дворцах, резиденциях епископов, замках крупных феодалов и уединенных лабораториях часто трудились люди с безумными глазами



Золото нужно было всем, и алхимики довольно легко находили кров и стол у европейских владык того времени. Алхимиков носили на руках, их берегли так, что практически каждый из них становился узником, за любым шагом которого следила специально приставленная стража. История сохранила имя мейсенского алхимика: Иоганн Фридрих Бётгер, аптекарь, 19 лет… В 1701 году его доставили сначала ко двору курфюрста Августа Сильного в Дрезден, а затем в замок Альбрехтсбург. В одном из залов замка висит большая картина, на которой И.Ф. Бётгер изображен в минуту сосредоточенных размышлений

[IMG]http://www.taschkent.diplo.de/contentblob/1892440/Galeriebild_gross/160799/Meien_Porzellanedition_Bach.jpg">

Он действительно молод, красив и без придворного парика, который был не нужен среди тиглей и лабораторных посудин. На плечи алхимика наброшена меховая шуба, ведь в просторном каменном замке всегда очень холодно, но рубашка на груди распахнута, чулок на одной ноге спустился, другая нога, похоже, и вовсе не обута. В перепачканных руках И.Ф. Бётгер держит колбу с золотистой густой жидкостью. Может быть, это и есть та самая тинктура, с помощью которой можно любые металлы превращать в золото? Однако, займись И.Ф. Бётгер поисками, например, философского камня, история вряд ли сохранила бы его имя, ведь так много алхимиков кануло в безвестность. А он обессмертил свое имя тем, что открыл тайну производства фарфора.


Еще со времен раннего Средневековья фарфор попадал в Европу из Китая, но все попытки выведать у китайцев секрет его изготовления заканчивались неудачей. Фарфор стоил в Европе страшно дорого: он был предметом не просто роскоши, а роскоши королевской. Известен, например, случай, когда китайский столовый сервиз выменяли на полк бравых прусских солдат. В Италии и во Франции делались попытки создать свой фарфор, но он ни в какое сравнение не мог идти с китайским.



И вот аптекарь И.Ф. Бётгер, изобретатель и экспериментатор, сделал первый фарфор в Европе — настоящий фарфор! Другим «отцом» саксонского фарфора считается известный математик, физик и минеролог Э.В. Чирнгаузен. Вдвоем они установили, что таинственный «петунцзе», который входит в состав необходимого для фарфора каолина, — это полевой шпат. Но годился только тот, что добывался в Скандинавии, а догадаться об этом можно было, только обладая солидными научными знаниями

По соседству, в городе Фрайбурге, находилась старейшая в мире Горная академия, в которой были собраны данные о минералах чуть ли не со всей Европы. В ней в то время работали ученики знаменитого Георга Агриколы, впервые обобщившего опыт горно-металлургического производства и написавшего 12-томный труд «О горном деле и металлургии

. А в Дрездене тогда жили и творили выдающиеся скульпторы, художники и ювелиры, без которых фарфор так бы и остался ценным, но бесформенным керамическим материалом. Художник Г. Герольд открыл немеркнущие краски, позолоту и подглазурную живопись: он был первым и до сих пор остался непревзойденным мастером «мейсенского декора» — художественной росписи по фарфору.

Так появился на свет саксонский фарфор, и вскоре его марка — два голубых скрещенных меча — стала известна всей Европе. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели: они такие же яркие и живые, как и на только что созданных вазах, чашках и сервизах, на которых скрестились голубые саксонские мечи




Полтораста лет фарфоровая фабрика не выходила за пределы нагорного замка Альбрехстбург, в котором не раз возникали пожары. Только в 1864 году расширившаяся мануфактура была переведена вниз — на окраину Мейсена.


Бёттгер, Иоганн Фридрих

эмблема саксонского фарфора Meissen

А 36-летний алхимик И.Ф. Бётгер, безнадежно отравленный химикатами и хронически простуженный сквозняками замка Альбрехтсбург, скончался 13 марта 1719 года. Никто не знает, где он похоронен, и под установленным много позже памятником открывателю фарфора никто не лежит " В 1710 году Август Сильный открывает в замке первую фарфоровую мануфактуру, которая занимала вплоть до 1863 года все го помещения. Понятно, что такое применение не лучшим образом сказалось на состоянии замка. Поэтому после того как для мануфактуры было построено новое здание, обветшавший замок решают радикально отреставрировать и сделать музеем.


























Стены замка покрывают настенными фресками, рассказывающими мифы и реальные факты из долгой истории рода Веттинов, в том числе и связанные с Майсенским замком. Помимо этого, в залах разместили множество сомнительной художественной ценности скульптур, изображающих членов династии в пышных средневековых одеяниях. Похоже без влияния мадам Тюссо здесь не обошлось. Интерьер замка выглядит как развесистая клюква, не лишенная, впрочем, определенного обаяния. По фрескам вполне можно восполнять пробелы в образовании, касательно истории Саксонии и сопредельных Богемии и Польши.




Надо отметить, что в некоторых залах сохранилось оригинальное убранство, а также выставлены готические скульптуры, собранные из церквей Саксонии. На территории замка расположен Майсенский кафедральный собор (Meißner Dom). Строительство собора началось в середине 13 века, на месте более ранней базилики, и завершилось в 16 веке. Весь этот период, и вплоть до середины 18 века, когда выла построена Hofkirche в Дрездене, в Майсенском соборе хоронили представителей династии Веттинов. Длина собора - почти 100 метров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий